Заместитель министра финансов Украины об обновленных правилах финансового мониторинга

Заместитель министра финансов Украины об обновленных правилах финансового мониторинга

Украина больше пятнадцати лет использует этот инструмент, а последние изменения - это только дальнейшая адаптация национального законодательства к обновленных рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
 

Ключевой целью, которая заложена в новом законе, является переход от количественного анализа к качественному. Что это значит? Об этом рассказал заместитель министра финансов Украины Павел Ходаковский, специально дляНВ Бизнес.

Верховная Рада внесла изменения в законодательство относительно финансового мониторинга, но почему-то этот вопрос вызвал много дискуссий.

На самом деле, Украина более пятнадцати лет использует этот инструмент, а последние изменения - это только дальнейшая адаптация национального законодательства к обновленных рекомендаций Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Ключевой целью закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» принятого парламентом 6 декабря, является имплементация положений 4-й Директивы ЕС против отмывания средств и финансирования терроризма и устранения недостатков, выявленных комитетом экспертов MONEYVAL по результатам 5-го раунда взаимной оценки Украины.

Это важный шаг, поскольку эти нормы уже внедрена во всех странах - членах Европейского Союза и являются обязательными для стран намерены на членство. То есть адаптация законодательства в этой сфере приблизит страну к членству в ЕС.

Один из вопросов, который возникал у представителей бизнеса и граждан - как на них повлияет увеличение размера суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу? Законом действительно увеличивается этот размер с 150 тыс. грн до 400 тыс. грн, что, в свою очередь, приближает национальное законодательство с международными стандартами FATF. В соответствии со стандартами рекомендуется использовать предельный порог, эквивалентныйUSD / EUR 15 000.

Но ключевой целью, которая заложена в нормативном акте, является переход от количественного анализа к качественному предусматривающий сосредоточение внимания субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) на «подозрительных операциях». То есть, с одной стороны, мониторинга подлежит меньшее количество операций, которые банки подают по признакам обязательного финансового мониторинга, а с другой - повысится качество информации именно о подозрительных финансовых операциях.

Важное в этом направлении и одновременное уменьшение количества признаков таких финансовых операций с семнадцати до четырех и изменение формулировки соответствующей нормы. С момента вступления в силу закона СПФМ будет обязан, насколько это возможно, проводить анализ и изучение оснований и целей всех финансовых операций при наличии одной из этих четырех признаков. А именно:

  • являются сложными финансовыми операциями;
  • является необычно большими финансовыми операциями;
  • проведены необычным способом;
  • не имеют очевидной экономической или законной цели.

Такая формулировка исключает узкую интерпретацию понятий и, по большому счету, будет применяться только в отношении клиентов, риск деловых отношений с которыми является высоким.

Таким образом, концентрируется внимание участников системы финансового мониторинга на самых высоких рисках, угрозах и уязвимостях.

Нормы закона, которыми увеличены штрафные санкции (еще один вопрос, повлекшее дискуссии) на самом деле также связанные с адаптацией законодательства с положениями 4-й Директивы ЕС. Согласно им, за нарушение должны быть установлены максимальные штрафы для банков и финансовых учреждений в размере по крайней мере 5 млн евро или 10% от общего годового оборота, а для других лиц - не менее двойную сумму выгоды, полученной в результате нарушения, в случае, если такая выгода может быть определена, или - в других случаях - не менее 1 млн евро.

Итак, законом установлены максимальные суммы штрафов, которые могут быть применены к СПФМ. В частности для субъектов, которые являются финансовыми учреждениями - 10% общего годового оборота, но не более 7950 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или 135 150 грн. Для других субъектов в размере двукратного объема полученной выгоды в результате совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена - 1590 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или 27 тыс. грн.

Стоит заметить, что максимальный размер штрафа будет определяться именно с позиции риск-ориентированного подхода. То есть с обязательным учетом обстоятельств, характера и продолжительности совершенного нарушения, финансового положения, убытков третьих лиц, степени ответственности и тому подобное. За одно нарушение не может быть применено более одного меры воздействия.

При этом, закон вводит процедуру применения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства. Такая процедура будет применяться к СПФМ течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее, чем через три года со дня его совершения. Более того, у субъектов появляется возможность обжалования решения о наложении штрафов, которое будет приобретать статус исполнительного документа только со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения.

В целом же все эти нововведения прежде направленные на выявление зон повышенного риска СПФМ, а не на операции рядовых граждан. Для страны в целом имплементация этих международных стандартов позволит создать прозрачный и эффективный инструмент, и выйти на новый уровень качества системы финансового мониторинга страны.

(фото с сайта mof.gov.ua)

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Читайте наступне:
ID — карточка как инструмент автоматической идентификации

МВС та ДМС презентували нову опцію - Кваліфікований електронний підпис на ID – картку - КЕП.

Закрыть