НБУ: Новые правила применения мер воздействия к небанковских финучреждений

Регулятор принял два новых документа - Положения о мерах воздействия на рынках небанковских финуслуг и Положения об особенностях меры воздействия в виде отстранения руководства от управления финучреждением и назначения временной администрации.
 

Национальный банк определил порядок применения мер воздействия к небанковским финансовым учреждениям за нарушение законов и нормативно-правовых актов, в том числе о защите прав потребителей финансовых услуг и принял два новых документы:

  • Положения о мерах воздействия на рынках небанковских финуслуг
  • Положение об особенностях меры воздействия в виде отстранения руководства от управления финучреждением и назначения временной администрации.

НБУ сможет применять широкий спектр мер воздействия в зависимости от:

  • характера, обстоятельств, причин и последствий нарушения,
  • риска для вкладчиков и клиентов учреждения.

«Национальный банк как регулятор должен адекватно и своевременно реагировать на нарушения со стороны игроков небанковского финрынка. Ведь только так можно обеспечить защиту законных прав и интересов потребителей и кредиторов банков. Принятые документы, определяющие порядок применения мер воздействия, является важной составляющей современной и эффективной модели регулирования небанковского финрынка » - отметила директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений Ольга Гурбич.

Национальный банк будет использовать пропорциональный подход к мер воздействия

Ко всем небанковских финансовых учреждений могут быть применены следующие меры воздействия:

  • требование устранить нарушения,
  • требование созвать внеочередное собрание участников финучреждения
  • штраф
  • временном приостановлении или аннулировании лицензии
  • исключения компании из реестра
  • заключения письменного соглашения.

К высокорисковым сегментов рынка , которыми являются страховщики и кредитные союзы, привлекающих средства граждан, дополнительно могут применяться также такие меры воздействия:

  • утверждении плана восстановления
  • отстранения руководства от управления
  • назначения временной администрации.

Эти меры позволят финучреждении стабилизировать свою деятельность, устранить нарушения, обеспечить выполнение обязательств перед своими потребителями и кредиторами.

Отдельные меры воздействия предусмотрены для небанковских финансовых групп. Если регулятор установит нарушения законодательства по вопросам надзора на консолидированной основе, то имеет право повысить экономические нормативы, лимиты, а также установить ограничения на отдельные виды операций.

Признаки деятельности, несет риски для вкладчиков и кредиторов учреждения

Во время надзора НБУ не только устанавливать факты нарушения законодательства, но и проверять, является ли деятельность учреждения рисковой для вкладчиков и кредиторов. В случае установления НБУ признаков рискованности деятельности учреждения регулятор имеет право отозвать ее лицензию.

Для всех без исключения игроков небанковского финрынка признаком рисковой деятельности будет систематическое нарушение законодательства о защите прав потребителей и в сфере рекламы финуслуг.

Для финкомпаний-гарантов предусмотрена дополнительная признак рисковой деятельности - заключение новых договоров гарантий тогда как учреждением не выполняются обязательные финансовые нормативы.

Для кредитных союзов предусмотрено три дополнительные признаки рисковой деятельности:

  • досрочное возвращение вкладов связанным лицам на условиях, отличающихся от условий привлечения средств;
  • недостаточность доходов или чрезмерные расходы, которые приводят к ухудшению финансового состояния и создают риск невыполнения нормативов;
  • искусственное улучшение финансового результата или искривление отчетности.

Для страховщиков предусмотрено пять дополнительных признаков рисковой деятельности:

  • систематическое формирование страховых резервов в недостаточном размере;
  • получения активов, не относятся к приемлемых активов, если такое получение приводит к уменьшению размера приемлемых активов, принимаемых в покрытие норматива платежеспособности и достаточности капитала, до размера, является меньшим 120% от нормативного объема активов;
  • два и более нарушений обязательных критериев и нормативов за один отчетный период;
  • недостаточность доходов или чрезмерные расходы, которые приводят к ухудшению финансового состояния и создают риск невыполнения нормативов;
  • искусственное улучшение финансового результата или искривление отчетности.

Прозрачность принятия решений о мерах воздействия

В вышеупомянутых принятых положениях четко определен порядок принятия решения о мерах воздействия, а именно:

  • основания для применения мер воздействия
  • как происходит фиксация нарушения,
  • кто принимает решение о применении меры воздействия
  • как решения доводятся до сведения участников рынка
  • как их можно обжаловать и тому подобное.

Также НБУ обязательно приглашать руководителей небанковских финучреждений принять участие в рассмотрении вопроса о применении мер воздействия к финучреждения. Участие можно будет принимать дистанционно.

Указанные подходы предусмотрены:

(фото с сайта pixabay)
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Читайте наступне:
Принят новый Закон «О финансовом лизинге»

Согласованные требования закона требованиям законодательства о финансовом мониторинге.

Закрыть